Ваш заказ будет обработан 13 мая. Если у Вас есть вопросы по ранее подтвержденным заказам, звоните или пишите в WhatsApp или телеграм руководству интернет-магазина.
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду. Чтобы разработать рабочую программу по финансовой грамотности, ознакомьтесь с двумя документами, на основе которых она составляется:
Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников
А в этой статье предлагаем идеи интересных и полезных игр для обучения основам финансовых знаний детей разных возрастных групп в ДОУ.
Финансовая грамотность в младшей и средней группе ДОУ
Играем в магазин
Понадобятся игрушечные монеты и купюры, кассовый аппарат, корзинка для покупок, а в качестве товаров могут быть игрушки. Каждый ребёнок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети исполняют роль покупателей.
В процессе игры объясняйте детям значение действий и понятий:
Что такое товар?
Что такое деньги?
Как формируется цена?
Почему нельзя получить что-то бесплатно?
Как происходит процесс покупки?
Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Подчеркните ценность труда.
Мастерим копилку
Игра с копилкой стимулирует мелкую моторику, помогает научиться считать и знакомит с понятием денег. На уроке творчества можно предложить малышам сделать копилку своими руками. Для этого приготовьте каждому по одноразовому стаканчику из картона с крышечкой. В крышке сделайте отверстие по размеру монетки. Украсить стаканчики можно с помощью ярких верёвочек, лент, наклеек, пуговиц или красок. После того, как копилка будет готова, можно начинать играть: покажите, как бросать монетки в отверстие и как они достаются, повторите счёт, сравните разные монетки по размеру.
Играем в “Желаемое – Необходимое”
Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за “желаемое”, а красная – за “необходимое”. Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.
Воспитатель называет товар:
“мыло” – дети должны поднять красную карточку,
“хлеб” – красная карточка,
“обувь” – красная карточка,
“игрушечная машинка” – синяя карточка,
“воздушный шарик” – синяя карточка и так далее.
Осваиваем навыки разумного потребления
Как объяснить малышам, что деньги зарабатываются трудом и не стоит тратить их на ерунду? Поделите группу на “семьи” и раздайте каждой по 5 игрушечных монет.
Теперь они отправляются в “магазин”, где им предлагают карточки с изображением различных товаров. Рисуя карточки, обратите внимание на то, что самые ненужные товары могут быть яркими и привлекательными. Например, на одной карточке изображено яблоко, а на другой – ёлочная игрушка. Попросите детей потратить все 5 монет на нужные вещи. В процессе покупок просите малышей в группах советоваться друг с другом, чтобы решение принималось совместно.
После того, как все монеты потрачены, вместе рассмотрите купленные карточки и обсудите, какие вещи куплены напрасно, а какие действительно принесут пользу.
Играем в “Платное-бесплатное”
Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдёт дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Давайте узнаем это! Попросите детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в “Съедобное - несъедобное”.
Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например, “гулять в парке”, “устроить бой снежкам”, “слепить снеговика”, “поплавать в речке летом” и так далее.
Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например, “пойти в кино”, “пойти в кафе” и так далее.
Финансовая грамотность в старшей и подготовительной группе ДОУ
Играем в магазин
Детей старшего дошкольного возраста уже можно глубже знакомить с понятием стоимости и обучать финансовой грамотности. Перед тем, как “отправиться” за покупками, предложите детям составить список того, что они собираются приобрести, и запланировать сумму, которую они потратят. Используйте игрушечные купюры разной величины, вводите понятие сдачи, банковской карты, скидок, рекламы.
Поделите детей на группы: пусть кто-то будет кассиром, кто-то распределяет продукты на витринах, а кто-то назначает цену. Всем вместе можно придумать и нарисовать рекламный плакат.
Определяем цену
Чтобы дети лучше понимали, как формируется цена товара и почему вещи стоят по-разному, предложите им самим создать какой-то продукт и назначить цену. Ребята могут что-то слепить, нарисовать, построить, сочинить песню или придумать услугу. Они должны представить свой продукт, рассказать, что потребовалось для его создания, оценить затраченные усилия и материалы, затем назначить стоимость своему продукту. Обсудите вместе, согласны ли остальные с этой стоимостью и почему.
Играем в настольные игры
Захватывающие экономические настольные игры могут увлечь дошкольников старшей и подготовительной группы и помочь им отработать базовые финансовые навыки. Дети учатся пользоваться банкнотами, планировать бюджет и совершать покупки, лучше считать и принимать взвешенные решения. Подберите в Игросити интересную настольную игру на тему финансов.
Бросаем мяч - называем профессии
Предложите детям собраться в круг. Теперь каждый участник, бросая мяч друг другу по кругу, называет профессию. При этом нельзя повторять уже упоминавшиеся профессии и слишком долго держать мяч в руках. Побеждает тот, кто сможет назвать больше всего профессий.
Играем в банк
Давайте познакомим детей с работой банка – как происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов. Для игры следует оборудовать в помещении специальный уголок, где будет располагаться банк. Поставим туда кассовый аппарат, банкомат, подготовим игровые банковские карточки, игрушечные купюры и монеты. Варианты сюжетов игры:
Учимся пользоваться банкоматом
Заводим банковскую карту
Осуществляем перевод денег
Набираем пин-код
Оплачиваем коммунальные услуги и так далее.
Пусть ребята меняются ролями, пробуя себя в образе работника банка или его клиента.
Проводим викторину по финансовой грамотности
Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме. Например:
Для чего нужны деньги?
Что такое зарплата?
Что означает понятие “бюджет”?
Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме.
Предложите детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник – доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам?
Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?
Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке?
Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?
Финансовый уголок в ДОУ
Чтобы поддерживать интерес детей к получению экономических знаний, организуйте в детском саду финансовый уголок. В этом месте должны быть тематические игрушки:
Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому дополните уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также подкрепите игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.