Игровые карточки познакомят ребенка с нотной грамотой и помогут, играючи выучить расположение нот 4 октав на нотном стане, 2 октавы в скрипичном ключе, 2 октавы в басовом ключе, длительности нот, паузы, знаки альтерации, диез, бемоль, бекар.
5 разных игр позволят в игре автоматизировать узнавание нот и помочь в беглом чтении с листа юному музыканту.
Игра №1 Лото
Цель игры: быстрее других собрать свое поле.
Игрокам раздаются карты с нотами по 4-8 штук, которые игрок выкладывает перед собой как поле от лото.
Ведущий поочередно достает карты с названиями нот и оглашает их.
Игрок, у которого в поле присутствует данная карта, говорит: «моя!» или «у меня!».
«Невостребованные» в определенный срок карты (ведущий может считать «раз-и, два-и, три-и, четыре-и») откладываются в сторону и в игру не возвращаются.
Побеждает игрок, быстрее других собравший свое поле.
Можно формировать поля из карт с названиями нот.
Тогда ведущий достает карту с нотой и, не называя ее,демонстрирует игрокам под счет.
Игра №2 Пасьянс
Цель игры: собрать ноты по своим октавам. (Одна октава раскладывается в одну строку от ноты «до» до ноты «си».)
Выложить карты с нотами в 4 строки «рубашками» вверх.
В левом верхнем углу открыть карту.
Если это нота До большой октавы – оставим ее на месте, и возьмем соседнюю карту.
В противном случае нужно вычислить ее положение на поле и положить на свое место.
Например, мы открыли ноту Фа первой октавы. Ее место в третьей строке четвёртая слева.
Забираем карту четвёртую карту из третьей строки, кладём на ее место открытую (в нашем случае – Фа первой октавы), а для новой ноты ищем ее место.
Если это Ре большой октавы, ее место – вторая карта в первой строке.
Аналогичным образом разбираем все ноты, пока все они не выстроятся в своих октавах.
Игра №3 Пары
Цель игры: набрать как можно больше пар карт с нотами и их названиями.
Карты с нотами и их названиями выкладываются на игровое поле «рубашками» вниз.
Каждый игрок в свой ход должен выбрать пару: ноту и ее название.
Если игрок ошибается, ему записывается штрафное очко и/или у него забирается одна отобранная ранее пара(если на момент ошибки игрок не отобрал ни одной пары, штраф записывают «в кредит», следующая отобранная пара забирается).
Побеждает игрок, у которого на момент окончания игры меньше всех штрафов и/или больше всех карт.
Игра №4 Мемори
Карты с нотами и их названиями выкладываются на игровое поле «рубашками» вверх.
Каждый игрок в свой ход открывает две карты.
Если одновременно открылись нота и ее название, игрок забирает пару и повторяет ход.
Если карты не совпали, они переворачиваются обратно «рубашкой» вверх, ход переходит к следующему игроку.
Побеждает игрок, набравший наибольшее количество пар.
Игра №5 Такт
Ведущий объявляет размер (например, 3/4),после чего игрокам раздаются карты (от 4 до6) с изображениями нот, точки и пауз.
Каждый игрок должен из имеющихся у него нот и пауз разных длительностей собрать такт заданного размера.
Побеждает тот, кто справится с заданием первым.
Чтобы добавить в игру развлекательный элемент, можно записать получившиеся фразы и попытаться сыграть их на фортепьяно или другом музыкальном инструменте.