Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от нее зависит то, как человек будет относиться к окружающей природе.
В чем суть экологического воспитания
Экологическое воспитания включено во все программы дошкольного образования и и представлено тремя основными задачами:
Формирование у детей элементарных знаний о природе – экологическое образование.
Формирование умений и способов взаимодействия с природой – формирование экологической культуры.
Воспитание любви к природе, умения чувствовать ее красоту – экологическое воспитание.
Содержание экологических знаний и умений усложняется и расширяется в каждом возрастном периоде от элементарных представлениях о домашних животных в младшей группе до сложных знаний о биологических системах и космосе в подготовительной.
Выделяется несколько основных разделов:
неживая природа,
сезонные изменения,
растительный мир,
животный мир,
человек и природа (защита природы).
При этом всегда наблюдается взаимосвязь между образованием, культурой и воспитанием. Чем больше знаний о природе, тем больше ответственности за ее сохранность.
Экологическое воспитание в детском саду – одна из самых сложных задач, так как нуждается в большом количестве наглядного материала. Непосредственным наблюдением может быть охвачена очень маленькая часть экологического содержания. Почти все знания демонстрируются с помощью специальных дидактических пособий.
Экологическое воспитание начинается с развивающей среды. Экологическое оформление в ДОУ очень важное условие воспитательной работы. Здесь важен не только уголок природы со специальным подбором растений и атрибутов труда, но и доступный детям природоведческий материал.
Дидактический материал должен полностью соответствовать возрастным требованиям, отраженным в содержании Программы дошкольного образования. Специалисты рекомендуют подбирать материал так, чтобы в нем был отражен полный объем экологических знаний для данной возрастной группы. Причем весь материал должен находиться в свободном доступе детей.
Содержание среды:
Тематические наборы фигурок животных: обитатели леса, домашние животные, зоопарк, животные джунглей, насекомые, птицы, рыбы и др.
Наборы овощей, фруктов, грибов, растений из пластика и фетра.
Наборы предметных картинок по разным экологическим разделам.
Дидактические игры для дошкольников с экологическим содержанием.
Новый материал вводится после изучения на занятиях по экологии.
Экологические игры в ДОУ
Это самый распространенный и любимый детьми вид деятельности. Экологические игры представлены дидактическими и подвижными.
Дидактические игры с экологическим содержанием подбираются в соответствии с возрастом.
Младший дошкольный возраст: разрезные картинки, картинки-половинки, игры-вкладыши, наборы из фетра, игры на липучках.
Средний дошкольный возраст: игры с загадками, игры на соответствие и различия, лото и домино на экологические темы, развивающие часы.
Старший дошкольный возраст: игры-лото «кто как устроен», экологические цепочки, дидактические пазлы «Свойства», «Природа», игры-ходилки и эстафеты, игры-ребусы, игры по сортировке мусора, игры Мемо, игры-викторины.
Новые дидактические игры вводятся постепенно. Сначала дети играют вместе с взрослым, потом под руководством взрослого и только потом полностью самостоятельно.
Очень важно, чтобы дети учились бережно относиться к дидактическому материалу, тщательно складывая все в специальные коробки.
Подвижные экологические игры проводятся обычно на прогулке или во время экскурсий. Для них используется непосредственно природный материал, найденный в естественных условиях.
Формы экологического воспитания
Соответственно ФГОС ДОэкологическое воспитание в детском саду происходит путем организации специальных образовательных ситуаций в виде игр, бесед, наблюдений. Небольшая дозировка информации способствует лучшему ее усвоению. Однако существуют такие тем, которые не вмещаются в малый формат и нуждаются в специально организованной образовательной деятельности – занятиях по экологии. Их особенности зависят от возраста детей.
Занятия по экологии в младшей и средней группах ДОУ длятся 15-20 минут и отличаются большим количеством наглядного дидактического материала. Важно, чтобы материал был не только наглядным, но и практическим, чтобы дети могли что-то потрогать, пощупать, насыпать и т.д. Такая деятельность называется экспериментальной. В этом возрасте ее трудно организовать, но именно она даст детям полное представление о предметах и явлениях окружающего. Кроме картинок и видеоматериала широко используются наборы фигурок животных, птиц, насекомых, макеты овощей, фруктов ягод, грибов.
Занятия по экологии в старшей и подготовительной группах ДОУ более продолжительны – до 35 минут. Темы занятий дают систему знаний:
путешествие капельки,
планета земля,
кто живет в пруду,
наш заповедник,
животные севера и т.д.
Суть в том, что детей знакомят с экологической системой выбранной темы, где играет роль все: растительный мир, животный мир, климат, неживая природа. Дети постигают зависимости и единство, приучаются к позиции человека как части природы, учатся беречь природу. В этом возрасте очень важно проводить эксперименты и опыты, планировать экологические проекты.
Интересной формой работы являются экологические мероприятия в ДОУ. Чаще всего их проводят как итог экологических проектов. Так, например, итогом проекта об осени может стать осенний балл, а проект «Путешествие зернышка» может завершиться экологическим мероприятием «Хлеб всему голова».
Выбирайте и заказывайте игры для экологического воспитания дошкольников в Игросити!