Шумы материалов – шуршание пересыпаемой крупы, скрип стекла
Музыкальные инструменты и игрушки – гул барабана, звон колокольчика
Игросити предлагает несколько вариантов игр по теме «Неречевые звуки».
Игра «Жмурки»
Найди меня с завязанными глазами по звуку колокольчика! Вариант попроще – стоять на месте, пока ребёнок вас найдёт, посложнее – убегать, звеня колокольчиком.
Игра «Кто пришёл?»
Смотри, Петрушка несёт ложки, у мишки барабан, а кошечка взяла свисток. Слушай внимательно, кто играет за ширмой? Кто пришёл? Героев и инструменты можно менять. Можно назначать героям другие звуки, например, кошка скребётся, мишка топает, Петрушка звенит бубенчиками.
Игра «Звонкая корзиночка»
Пронеси корзиночку по кругу как можно тише! Если услышишь какой-то звук – назови его.
В корзиночке звучащие предметы: пакеты, колокольчики, ложки, бубенцы, бубен и прочее. Игра развивает слуховое внимание и дифференциацию неречевых звуков.
Игра «Хлопай-топай»
Если звучит колокольчик – хлопай, если барабан – топай!
Ребёнок не должен видеть инструменты. Постепенно игру можно усложнять: предлагать воспроизвести целые цепочки действий (хлоп-топ-топ), взять близкие по звучанию инструменты (металлические и деревянные ложки). Игра развивает слуховое восприятие, внимание, переключаемость.
Игра «Дождик – солнце»
- Пока я играю в бубен, хорошая погода: можно бегать и играть. Но когда я бью в барабан – налетел ураган, надо прятаться в домик! Договоритесь, где будет домик, например, на стульчике. Усложнить игру можно, оставив только бубен: пока он слегка звенит – солнце, а когда в него бьют – ураган.
Игра «Кто так голос подаёт?»
- Посмотри, на картинках животные. Я буду включать их голоса, а ты угадай, кто так говорит, и подавай мне карточку. Для этой игры можно использовать предметные картинки по различным темам – не только животные, но и музыкальные инструменты, бытовые предметы, игрушки.
Игра «Минное поле»
Пройди по комнате с завязанными глазами, минуя препятствия. Я буду предупреждать тебя: когда услышишь писк мяча, перешагивай.
В качестве препятствий по комнате можно разложить ортопедические коврики-паззлы. Игра развивает слуховое внимание, крупную моторику.
Игра «Флажок»
Когда услышишь высокий звук – маши флажком вверху, низкий – внизу.
Предварительно важно объяснить, в чём разница между высоким и низким звуками. Педагог может играть на металлофоне, музыкальных колокольчиках, фортепиано. Игра развивает дифференциацию звуков по высоте, реакцию, внимание.
Развитие восприятия неречевых шумов
В логопедической работе сначала проводится обследование восприятия неречевых звуков. Для этого можно продемонстрировать ребёнку несколько звучащих предметов, а затем предложить не глядя угадать, что звучит. После обследования работа над слуховым восприятием строится в последовательности онтогенеза.
Онтогенез слухового восприятия
Восприятие звуков развивается последовательно:
Различение различных неречевых звуков
Различение похожих неречевых звуков
Различение речевых и неречевых звуков
Различение различных речевых звуков
Различение звуков в словах
В работе над восприятием неречевых звуков вам пригодятся такие логопедические пособия:
В работе с неречевыми звуками вам могут помочь бесплатные приложения для телефона:
«Что звучит?» В приложении есть режим обучения: на экране появляется и звучит картинка в выбранной категории – животные, бытовые звуки, транспорт, природа, музыкальные инструменты. Можно пройти викторину – выбрать из нескольких картинок нужную, которая издаёт такой звук.
«Угадай звук (Guess the sound)» Приложение на английском языке. Предлагается только викторина, где надо выбрать из четырёх картинок одну, соответствующую звуку. Регулируется только уровень сложности.
Выбирайте и заказывайте игры по теме "Неречевые звуки" в Игросити!