Вопрос безопасного поведения ребенка на улице очень актуален. Именно поэтому в каждой группе детского сада должен быть уголок дорожной безопасности. Содержание уголка и особенности организации деятельности в нем зависят от возрастной группы.
Уголок ПДД для самых маленьких (ранний возраст)
В группах раннего возраста зона дорожного движения создается для решения ряд задач:
Учить детей распознавать сигналы светофора: красный и зеленый. Формировать устойчивое представление о действиях по сигналу: стоять или идти.
Познакомить детей с видами транспорта: легковой, грузовой, общественный.
Дать представление о деталях автомобиля: кабина, колеса, руль, кузов.
Центром уголка дорожной безопасности для малышей становится автомобиль. Учитывая особенности возраста - активные действия с предметами, стремление повторять друг за другом - в уголке должно быть большое количество игрушечных автомобилей: грузовых, легковых и общественного транспорта.
Атрибуты для игры «Гаражи», «Шоферы»: рули, шапочки с изображением транспорта.
Все игрушки и предметы должны быть действующими, яркими, достаточно крупными, прочными и безопасными. Располагаться машинки должны довольно низко (на нижней полке стеллажа, в отдельных контейнерах), рядом с ковром – чтобы создавалось ощущение гаража. Здесь же можно разместить игрушечные светофоры. Детский ковер легко превращается в автодром, особенно если имеет соответствующий рисунок, имитирующий план дорог.
Уголок дорожного движения во второй младшей группе
Перед воспитателем детей младшего дошкольного возраста стоят задачи:
Продолжать знакомить детей с видами транспорта.
Учить детей правилам поведения в общественном транспорте.
Учить детей различать тротуар и проезжую часть, понимать значение желтого цвета светофора.
Младшие дошкольники продолжают играть с игрушечными машинками, которые дополняются специальным транспортом: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция». Игрушки становятся более реалистичными.
Содержание уголка дорожной безопасности:
Расширенный дидактический набор «Транспорт».
Макет улицы с разделением тротуара и проезжей части и набор машинок и моделей человека для данного макета.
Детские книги с картинками, стихотворениями, загадками о машинах и светофоре.
Атрибутика для игры «Автобус»: руль, стульчики для водителя и пассажиров.
По-прежнему актуальны игры в «шоферы», только для игры добавляется желтый круг – сигнал «приготовиться».
Уголок ПДД в средней группе
Образовательные задачи:
Формировать у детей устойчивое представление о пешеходном переходе: значение, оформление.
Дать понятие, что на дорогах два светофора: для водителей и для пешеходов.
Познакомить детей с правосторонним движением.
Непростые образовательные задачи и стремление детей к игре ставят необходимость специального напольного покрытия (коврика) или раскладной панели с дидактическим рисунком улиц и дорог. На нем обязательно должны быть пешеходные переходы, а дороги довольно широкие, чтобы организовать две полосы движения игрушечными машинками.
Уголок ПДД дополняется новым материалом:
Макеты светофоров. Лучше, если он будут действующими: механическими или на батарейках.
Игровой материал для занятий на специальном ковре или панели: машинки, люди, животные.
Макеты улицы с пешеходным переходом. Дорожный знак «Пешеходный переход».
Детские книги, например, Н. Носов «Автомобиль», А. Дорохов «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум и др.
Раскраски на тему «Улица», «Транспорт».
Подвижные игры «Гаражи» и «Шоферы» дополняются специальными светофорами и пешеходным переходом.
Уголок дорожной безопасности для старшей и подготовительной группы
Задачи обучения правилам дорожного движения:
Познакомить детей с дорожными знаками, их категориями (информационно-указательные, запрещающие и т. д.) и значением.
Учить детей правильно переходить дорогу на перекрестке.
Познакомить с действиями регулировщика.
В свободном доступе детей должны быть наборы дорожных знаков, автомобили, фигурки детей и животных. Появляются макеты (таблички) домов и общественных знаний (школа, больница). На специальных ковриках или макетах улиц дети могут разыгрывать дорожное движение, брать на себя роль полицейских, проектировать проблемные ситуации.
Содержание уголка:
Сложный макет перекрестка, детали для моделирования улицы.
Комплект для игры: машинки, фигурки, светофоры, дорожные знаки.
Карточки-схемы действий регулировщика и карточки с дорожными знаками.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: жилет и фуражка инспектора ДПС, ширма "Пост ДПС", атрибуты для игры в шоферы.
Художественная литература на дорожную тематику: рассказы, загадки, стихотворения.
Уголок ПДД для родителей
Непосредственно с дорогой дети сталкиваются ежедневно, но рядом оказываются родители. Поэтому материал уголка ПДД в группе должен отражаться в информации уголка для родителей. Если есть возможность, то можно создать в раздевалке отдельный стенд для родителей с рекомендациями, советами и консультациями по формированию безопасного дорожного движения. Можно выделить отдельное место (карманчик) для подобной информации на общем родительском стенде, подготовить для родителей папки-раскладушки и папки-передвижки.
Требования к оформлению уголка ПДД по ФГОС ДО
Выбор оборудования в соответствии с возрастом. Для младших детей подбираются яркие крупные игрушки, а старшим дошкольникам интересны мелкие предметы, максимально в деталях приближенные к настоящим.
Соответствие оборудования задачам воспитания и обучения детей. Обратите внимание на основные понятия и представления и позаботьтесь, чтобы детям представлены предметы и макеты.
Многофункциональность Уголок ПДД соединяется с игровой зоной, так как формирование представлений и знаний можно объединить с подвижными и сюжетно-ролевыми играми. В старшем дошкольном возрасте уголок ПДД может стать зоной апробации продуктов легоконструирования и роботехники.
Эстетичность. Любая развивающая зона должна формировать у детей художественный вкус.
Вариативность. Необходимо постоянно обновлять материал уголка, тем самым поддерживая интерес к деятельности.
Заказывайте игры и пособия по ПДД на нашем сайте в разделе "ПДД для детей"