Здоровый образ жизни включает в себя: личную гигиену, правильное питание, потребность в движении и занятиях спортом, положительный настрой на медицину. В каждой возрастной группе ДОУ должно быть специально организованное предметно-развивающее пространство, мотивирующее детей на здоровый образ жизни – уголок здоровья.
Оформление уголка здоровья
Уголок здоровья должен быть ярким, оригинальным и соответствующим возрасту. Можно выделить несколько главных компонентов:
Информация для родителей: памятки и консультации по медицине и профилактике заболеваний, о психо-физиологических особенностях детей, режиме дня, питании, алгоритмы гигиенических процедур, включая одевание, чистку зубов, мытье рук.
Информация для детей:
картинки и дидактические игры на темы «что такое хорошо», «полезно и вредно», последовательность действий, режим дня;
материалы для сюжетно-ролевой игры «больница»;
материалы для игры «семья»;
книги о здоровом образе жизни.
Детские рисунки и поделки.
Материалы для доступной детской терапии: коврики здоровья, интерактивные песочницы, кукольный театр и др.
Уголки здоровья должны располагаться таким образом, чтобы быть доступными и полезными в любое время: в раздевалке, групповой комнате, игровом уголке.
Оформление уголков здоровья в зависимости от возраста
Содержание уголков меняется в зависимости от возрастной группы. Но во всех группах должны быть:
Особое место в уголке здоровья для малышей занимают дидактические игры, которые используются при условии организации взрослых: лото на липучках: «Моем руки», «Чистим зубы».
Первое появление дидактических материалов должно быть при непосредственном руководстве взрослого. Важно, чтобы дети усвоили алгоритм действий и только потом играли самостоятельно.
В игровом уголке должно иметься оборудование для режиссерской и сюжетно-ролевой игры «Семья», где дети воспроизводят режимные процессы: питание, сон и др.
Уголок здоровья в средней группе
Дети этого возраста любят играть и отличаются познавательной активностью. Поэтому основную долю материалов уголка здоровья должны составлять оборудование для игры:
Кроме того, в свободном доступе детей должны быть:
дидактические картинки на темы здорового образа жизни: «Режим дня», «я занимаюсь спортом», «Полезно и вредно»;
дидактические картинки о первой помощи при небольших травмах: ушибах, царапинах;
стенды для детей на темы: меню, режим дня, где вместо текста предлагаются картинки;
песочницы для игр с песком;
мелкие камешки и предметы для развития мелкой моторики руки и тактильных ощущений;
книги для детей: детская энциклопедия для детей с красочными картинками; «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам».
Уголок здоровья в старшей группе
дидактические игры: лото по валеологии, а также на темы «Магазин», «Вредно-полезно» «Полезные продукты»; игры-советы «как избежать неприятностей дома», «Здоровый малыш», игры-трансформеры «Удивительное лицо»;
картинки и альбомы на разные темы: «Лекарственные растения», «Наш организм», «Помоги себе сам»;
книги для детей: энциклопедии на тему «Здоровье», «С добрым утром», Г.Андросов, «От А до Я», Н.Б. Коростелев и др.
оборудование для сюжетно-ролевой игры в больницу, включая материал для скорой медицинской помощи;
оборудование для самообследования: сила, острота зрения, проверки осанки;
предметы для оказания доступной первой помощи: вата, бинты, лейкопластырь;
стенды и плакаты о строении тела человека, о профилактике разных болезней.
Уголок здоровья в подготовительной группе
В подготовительной группе детям можно предложить анатомические куклы, макет для оказания первой помощи, плакаты и стенды и болезнях и их профилактике.
Важное место для детей подготовительной группы имеет подготовка к школе, поэтому важно демонстрировать правила: «Собираем портфель», «Правильная осанка», «Я иду в школу» (безопасная дорога) и др.
Также используйте учебные фильмы и обычные мультфильмы о здоровом образе жизни: