В комплект входит 20 вырубных фигур с изображением грибов (для отработки звука [ш]) и листочков (для отработки звука [ж]). На их лицевой стороне изображены гласные буквы (для удобства восприятия даются в разном
цвете), на обратной — рисунки, названия которых ребенок проговаривает, используя прямые и обратные слоги. Помимо этого, в играх используются «звуковые шапочки»" с изображением ёжика и жука.
Необычность нашего комплекта в том, что проблемные звуки осваиваются в процессе подвижных игр, а это для любого ребенка всегда интересно, поскольку происходит во взаимодействии со взрослыми или с другими детьми. Улучшается общая и мелкая моторика движений, развиваются коммуникативные навыки, зрительное восприятие и слуховое внимание. В игре дети соревнуются друг с другом в правильном произношении звуков и активно двигаются. Со временем движения ребенка становятся точными, он учится соблюдать правила, вырабатывается самоконтроль.
Если ваш ребенок познакомился с играми предыдущего комплекта и научился правильно выговаривать свистящие звуки, то шипящие звуки он
освоит наверняка, ведь у них общий способ образования. Звуки [щ], [ж] искажаются детьми довольно часто, поэтому необходимо, чтобы ребенок
сначала услышал правильное произношение этих звуков, а затем познакомился с их артикуляцией.
Звук [ш] — согласный, глухой, твердый.
Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не сжимаются (между ними небольшая «дорожка»), язык широкий, горлышко не гудит. Поднести ладонь ко рту, подуть на поднятый кончик языка, ощутив струю теплого воздуха, и отчетливо произнести: ш-ш-ит.
Звук [ж] — согласный, звонкий, твердый.
Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не сжимаются (между ними небольшая «дорожка»), язык широкий, его передняя часть поднимается вверх. Горлышко гудит. «Гудим» на кончик поднятого языка: ж-ж-ж.
Не следует отрабатывать два звука одновременно, начните со звука [ш] — он является базовым для звука [ж].
Для закрепления правильной артикуляции можно выполнить несложную гимнастику, укрепляющую мышцы языка и губ.
«Трубочка» — приоткрыть рот, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх и удерживать в течение 5—7 с.
«Иголочка» — открыть рот, обнажить верхние и нижние зубы, узкий напряженный язык выдвинуть вперед и удерживать 5—7 с.
«Ниточка» — закрыть рот и сильно сжать губы, контролируя, чтобы губы находились симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.
«Улыбка» — растянуть губы в улыбке со звуком и-и-и, зубы при этом стоят друг на друге, и удерживать 3—5 с.
В играх могут принимать участие дети с нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя речи. Дети
отрабатывают звуки [ш|, [ж] сначала изолированно, затем в слогах и словах. Игровые задания могут использоваться на индивидуальных или групповых занятиях, а также как самостоятельные занятия-
упражнения.
Подвижные игры со звуками [Ш], [ж]
«Ежик шипит, жук жужжит»
Ребенок надевает шапочку с изображением ёжика. По команде педагога «Солнышко поднимается, ёжик за грибами собирается!» ребенок двигается по комнате и подражает шипению ёжика.
Закончив игру, уступает место другому ребенку, который надевает шапочку с изображением жука. По команде педагога «Солнышко поднимается, жучок на листочек забирается!» ребенок двигается по комнате, имитируя жужжание жука ж-ж-ж.
В последующих играх также рекомендуется обмениваться шапочками, чтобы закрепить произношение обоих звуков.
«Слоговая дорожка»
Дети надевают шапочки с изображением ёжика и жука. По команде педагога «Солнышко поднимается, жучки, ежата просыпаются!» дети двигаются
по комнате, произнося звуки ш-ш-ш или ж-ж-ж. По сигналу свистка или колокольчика ребенок-«ёжик» должен остановиться возле картинки с изображением «грибочка», а ребенок-«жук» — возле картинки с изображением «листочка». Дети рассматривают на них буквы и поочередно произносят прямые слоги: «ёжик» — со звуком [ш] («ША», «ШО», «ШУ» и тд.),
«жук» — со звуком [ж] («ЖА», «ЖО», «ЖУ» и т.д.).
Игра продолжается до тех пор, пока каждым ребенком не будут составлены прямые слоги с гласными А, О, У, И, Е.
«Словесная дорожка»
Дети по желанию выбирают себе шапочки с изображением ёжика или жука. На полу разложены «грибочки» и «листочки» рисунками вверх.По
команде педагога «Солнышко поднимается, жучки, ежата просыпаются!» дети двигаются по комнате, имитируя звуки, издаваемые ёжиком ш-ш-ш и
жуком ж-ж-ж. По сигналу свистка или колокольчика дети собирают картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [Ш|, [Ж].
Выигрывает тот участник, кто больше собрал картинок со «своим звуком» и правильно назвал слова.
«Отгадай слово и найди картинку»
Дети в шапочках «ёжика» и «жука» двигаются по комнате. На полу разложены «грибочки» и «листочки» рисунками вверх. Педагог загадывает
загадку. Дети должны отгадать слово и найти соответствующий ему рисунок. Прекращает движение и выполняет задание тот ребенок, чей звук
присутствует в отгаданном слове.
Например: Он высокий, словно шкаф, а зовут его... (жираф). Поскольку в загадке есть звук [ж], задание выполняет ребенок-«жук». Отгадав
слово, он находит нужный рисунок. Затем проговаривает слово в разном темпе, меняя интонацию.
Выигрывает тот ребенок, кто лучше справился с заданием.
В игре можно использовать различные рифмовки или чистоговорки на прямые и обратные слоги. Например: Ша-ша-ша — эта нитка от (шарфа); Аш-аш-аш — есть у Даши ... (карандаш)
Для того, чтобы купить товар «Звуковые шапочки. Подвижные логопедические игры со звуками [Ш], [Ж], Азова Е.А., Чернова О.О.», добавьте его в корзину и заполните форму заказа. Доставка осуществляется по Москве, Санкт-Петербургу и всей России.
Обзоры и отзывы на товар « Звуковые шапочки. Подвижные логопедические игры со звуками [Ш], [Ж], Азова Е.А., Чернова О.О.»
Александра, логопед, 21.12.2022 ★★★★★
Мне очень понравился набор! Симпатичный дизайн, продуманные задания и подробная методичка.
Ободки с ежом и жуком регулируются по длине, подойдут на разные головы. Они картонные, достаточно плотные, с яркой глянцевой картинкой. Мордочка ежа в высоту примерно 13 см, а жука вместе с рогами - 18 см. Ёж шипит, жук жужжит.
Для ежа прилагается набор грибов с гласными, а для жука - листики. Это для автоматизации звука в слогах: ребёнок собирает листики/грибы и произносит слоги со своим шипящим и гласной с карточки. Мне очень понравилось, что листики и грибы разные и вырублены в картоне, а не напечатаны на квадратной карточке. Так гораздо интереснее выглядит. Эти фигурки в среднем по размеру 12*10 см.
Переворачиваем фигурки - и автоматизируем звуки в словах. Там картинки. Картинный материал подобран хорошо, звуки приведены в разных позициях. Я только одну ошибку заметила: "уж" нарисован на обороте листика, то есть на Ж, а там все-таки звук Ш звучит.